В республике Татарстан наблюдается значительная проблема с таксомоторными перевозками, где доминирующую позицию занимает сервис «Яндекс.Такси», обеспечивающий около 95% всех поездок. В связи с нарастающими жалобами со стороны пассажиров и резким увеличением числа заявок на работу в такси, некоторые из которых подаются с нарушениями, власти рассматривают возможность создания отдельного управления такси. Об этом сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства республики, Фарит Ханифов, на итоговой коллегии министерства.
На сегодняшний день в Татарстане зарегистрировано 19 служб такси. Однако подавляющее большинство перевозок, а именно 95%, приходятся на «Яндекс.Такси». Остальные 3% занимают такие компании, как «Татарстан», «Максим» и «Казанский извозчик», а всего 2% предоставляют услуги другие службы такси.
В ходе своего выступления министр отметил, что в сфере такси необходимо наводить порядок. Основные проблемы, с которыми сталкиваются пассажиры, по его мнению, заключаются в следующем: автомобили подаются не по месту назначения, в часы пик стоимость поездки значительно увеличивается, а также водители иногда проявляют грубость по отношению к клиентам.
Согласно последним данным, в 2024 году количество легковых автомобилей, получивших разрешение на работу в такси, удвоилось и превысило 15 тысяч единиц. Для сравнения, в 2023 году этот показатель был ниже 8 тысяч. При этом часто наблюдаются случаи дублирования заявлений на одну и ту же машину, а также несоответствие внешнего вида такси установленным требованиям, включая обязательный цвет. Кроме того, многие водители принимают заказы без наличия трудового договора.
Фарит Ханифов также отметил, что в связи с принятием нового федерального закона о такси наблюдается резкий рост числа заявок на таксомоторную деятельность. В среднем в министерство транспорта Татарстана поступает около 150 заявок в день, но в пиковые дни их количество может достигать 500. В связи с таким наплывом заявок, министр подчеркивает необходимость внедрения новых технических и организационных решений. Обсуждается вопрос о создании управления такси, которое могло бы работать в связке с муниципалитетами.
Стоит напомнить, что весной прошлого года представители бизнеса сообщали о том, что за первые шесть месяцев действия нового закона о такси около 40% водителей покинули рынок Татарстана. В компании «Яндекс.Go» предостерегали, что нехватка таксистов приведет к росту цен на услуги, прогнозируя, что к концу 2024 года будет не хватать около 130 тысяч водителей, что в свою очередь может вызвать резкие повышения цен в часы пик.
В декабре 2024 года глава Татарстана Рустам Минниханов также высказался по поводу ситуации с такси, отметив, что автомобили «ездят как попало», и призвал уделить внимание профессиональной подготовке таксистов. Он отметил необходимость строгого контроля и предложил рассмотреть возможность создания собственной таксомоторной компании, чтобы обеспечить порядок в этой сфере.
Таким образом, ситуация с такси в Татарстане требует комплексного подхода к решению существующих проблем. Власти республики осознают необходимость улучшения качества услуг, что может быть достигнуто через создание нового управления и внедрение более строгих стандартов для такси. Важным аспектом является также работа с водителями, их обучение и соблюдение норм, что поможет повысить уровень сервиса и удовлетворенность клиентов.