Новые автомобили в России подорожали на 2–5% из-за увеличения утильсбора
В результате индексации ставок утилизационного сбора, которая вступила в силу с 1 октября, стоимость новых автомобилей в России выросла на 2–5%, подсчитали в ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД). Эксперты также отмечают влияние на цены высокой ключевой ставки и ослабления рубля.
По оценкам РОАД, к концу года рост цен на новые автомобили может превысить 10%. Подорожание коснётся как импортных, так и отечественных брендов, что негативно отразится на продажах в четвёртом квартале текущего года и в 2025 году.
Согласно утверждённой правительством шкале индексации, ставки утильсбора для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов были повышены на 70–85%. В последующие годы сбор будет ежегодно индексироваться на 10–20%.
Дилеры отмечают, что автопроизводители реагировали на повышение утильсбора по-разному, но в целом цены выросли на 3–5%. Некоторые бренды сокращают поддержку дилеров, увеличивают рекомендованные цены или уменьшают скидки в инвойсах.
Отечественные автомобили Lada, по данным АвтоВАЗа, не подорожали и повышение цен до конца года не планируется.
В компании “Рольф” заявили, что отдельные бренды отменили программы поддержки, что привело к удорожанию некоторых моделей до 50 тыс. рублей. Однако это единичные случаи, и глобального роста цен компания не зафиксировала.
Генеральный директор ГК “Автодом” Андрей Ольховский отметил, что в октябре цены на новые автомобили остались прежними. Однако повышение утильсбора негативно влияет на рынок, а рост ключевой ставки создаёт ещё более серьёзные трудности для бизнеса.
Правительство прогнозирует снижение объёмов импорта легковых автомобилей в Россию с 2025 года в связи с повышением утильсбора и ключевой ставки. Средний размер утильсбора на импортируемые легковые автомобили в 2025 году составит 602 тыс. рублей с одной единицы.
По данным аналитического агентства “Автостат”, в 2023 году в Россию было импортировано 1,09 млн легковых автомобилей, из которых 707 тыс. были новыми. Прогнозируется, что в этом году объём импорта новых машин будет выше прошлогоднего.
Что такое утильсбор
Утилизационный сбор – это платёж, который взимается за ввоз в Россию или производство на территории страны транспортных средств без учёта года их выпуска. Утилизационный сбор может вноситься как производителями, так и импортёрами автомобилей.
Уровень компенсации утильсбора для российских автозаводов зависит от степени локализации производства. Ранее иностранные концерны компенсировали себе уплаченный сбор не полностью, а разница между собранным и компенсированным утильсбором направлялась на поддержку отрасли, в том числе на программы льготного лизинга и автокредитования.